«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Конспект занятия по теме "Дом — это место, где живёт твоя семья"

Логопедическое занятие для детей 6-7 лет с ТНР по развитию связного высказывания, содержит элементы обучения грамоте. Представлено в игровой форме.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки





Государственное учреждение образования

«Специальный детский сад № 145 г. Минска»







Конспект открытого занятия по развитию речи

для воспитанников 6 –7 лет

с тяжелыми нарушениями речи

Тема: «Дом – это место, где живет твоя семья»







Подготовила:

учитель-дефектолог высшей квалификационной категории

Специального детского сада № 145 г. Минска

Левина Инна Ерофеевна







Минск, 2024 г.

Цель: активизация речевой активности с выходом на распространенную фразу посредством обобщения знаний по изученным темам «Дом, его части» и «Семья» с использованием приемов по обучению грамоте.


Оборудование: картинки с изображением домов, частей дома, макет дома для прикрепления частей дома, мяч, картинки для подбора антонимов, сюжетная картина «Гости» (семья принимает гостей: бабушку, дедушку, тетю, дядю, племянников), схемы для выкладывания предложения и для деления слов на слоги, светящаяся указка.


Ход занятия.

I. Организационный момент.

Учитель – дефектолог показывает картинку дома и спрашивает:

– Что за башенка стоит,

А в окошках свет горит?

В этой башне мы живем,

А она зовется...(– Дом).

II. Основная часть.

1.Учитель – дефектолог:

– У каждой особи на земле есть свой дом. Где живет медведь (– В берлоге), а лиса – ...(нора), собака– ...(конура), птица – ...(гнездо) , пчела–(улей) ..., рыба –...(вода) А человек где живет?

2. Дидактическая игра «Назови и правильно прикрепи части дома». Учитель – дефектолог демонстрирует части дома, дети называют их и крепят на макет.

3. Дидактическая игра с мячом: «Назови ласково».

Балкон – балкончик

Труба – ...

Ступенька – ...

Дверь – ...

Рама – ...

Лестница – ...

Лифт – ...

Окно – ...

4. Дидактическая игра: «Один – много».

Правила: взрослый светящейся указкой показывает на макете дома части, а ребенок быстро называет в единственном и множественном лице эту часть дома. Слова для игры: этаж, подъезд, балкон, труба, ступенька. Звонок, подвал, лифт, замок, порог, крыша.

III. Активная физминутка «Дом».

Молоточком мы стучим (Стучат кулачком по кулачку).

Дом построить мы хотим (Руками изображают крышу дома).

Строим мы высокий дом (Тянутся на носочках, руки вверх).

Заживем мы дружно в нем (Пожимают попеременно ладошки).

IV. 1.Учитель – дефектолог:

– Дети, а кто живет в домах?(– Люди).

Учитель – дефектолог:

– В каких домах живут люди?

Дидактическая игра: «Какой дом?».

Правила игры: каждый ребенок отвечает полным предложением на вопрос учителя – дефектолога:

– Если дом из бревен, то какой дом?

– Дом из бревен – бревенчатый.

Слова для игры: из камня, из кирпича, из железа, из стекла, из дерева, из бетона, из пластика.

2. Дидактическая игра с использованием набора картинок: «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

Ответы: – Этот дом большой, а этот – маленький (высокий – низкий, старый – новый, многоэтажный – одноэтажный, кирпичный – деревянный).

V.Учитель – дефектолог:

– Дети, а теперь каждый из вас составит предложение, а затем схему предложения, в каком доме он живет.

Образец: Я живу в кирпичном доме.

Выкладывается длинная полоска «предложение», а под ней полоски – «слова» (в этом предложении их должно быть 5 разной длинны).

VI. Учитель – дефектолог:

– Дети, во всех наших домах живут не просто люди, а в разных квартирах живут семьи (уточняем понятие «семья»). Посмотрите, кто пришел в гости к этой семье?

Появляется картина «Гости».

Учитель – дефектолог:

– Покажите, где – мама, папа, бабушка, дедушка, тетя, дядя, сын, внук, дочка, сестра, брат, племянник, племянница. А почему вы показывали иногда одни и те же картинки?

Дети отвечают полным развернутым предложением. Например,

– Здесь нарисован папин сын, но еще и дедушкин внук. И т.д.


VII. Итог – рефлексия.

1. Учитель – дефектолог:

– Так для чего же нужен дом? Идут рассуждения детей.

(Укрыться от дождя, снега, яркого солнца. Дома ты отдыхаешь после прогулки, празднуешь день рождения, принимаешь гостей, смотришь телевизор, читаешь любимые сказки, ждешь с работы маму и папу).

2. Учитель – дефектолог:

– Так что же такое дом? Дом – это место, где живет твоя семья.

–Давайте проговорим все вместе это предложение и пойдем рисовать дом, в котором живет твоя семья.





























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее